Перевести страницу

Статьи

О ЛАДАНЕ

1.
Попалось мне в сети рассуждение одного наверняка неплохого человека, который назвал рекламу нашего ладана, да и вообще рекламу церковных товаров мерзостью и прочими некрасивыми словами.

Не скажу, что это произвело на меня какое-то уж очень сильное впечатление, но в целом это очень хорошо характеризует отношение людей ко всяким «мелочам», которые присутствуют в нашей жизни: откуда они к нам приходят мы, как правило, не задумываемся.

Ну, например, общеизвестно, что обед появляется в кастрюле на кухне, а булки сами собой растут на деревьях. Булочник, играючи, подходит, срывает.

Так же и ладан какой-то где-то просто самозарождаться в коробочке, его оттуда берет дьякон и сыпет в кадило – всё очень просто.

Смешно, конечно, но мне кажется, что за этим отношением к жизни стоит серьёзное неуважение к конкретным людям, неуважение к труду конкретных людей. И это уже духовно опасно!

Так что проблема не в том, что кому-то не нравится реклама ладана, а в том, что нас раздражает напоминание о том, что вокруг множество людей, которые чем-то занимаются, и их род деятельности может быть важен и для Церкви, и для нашего личного спасения. Реклама это просто двигатель торговли, извините, ничего личного. А вот не видеть за всем за этим конкретных людей, которые пытаются работать ради нашего блага или, скажем так, великой идеи – вот это уже опасно!

Что такое «великая идея»? Ну, об этом позже. А пока ограничимся тем, что хорошо бы научиться видеть за мелочами, которые помогают нам жить и молиться, людей, которые всё это придумали, воплотили, и нам доставили. Потому что это тоже благодарность, а значит проявление Евхаристического сознания, умения видеть людей вокруг и благодарить их за то, что они для нас делают.

2.
В чем заключается возрождение «великой идеи» применительно к ладану?

Во-первых, надо бы сразу отбросить псевдоблагочестивые рассуждения о том, что это всё неважно, что есть, тем и надо пользоваться, и вообще «какая разница?!»

Сейчас не беру крайности – мнение людей, у которых проблемы с обонянием. Дело тут даже не в запахе, и можно сказать, что совсем не в запахе.

Ладан, как и всё остальное, что мы используем в храме, это лучшее, что мы можем предложить в жертву Богу, то есть это наша жертва. И это страшное слово, потому что оно накладывает очень большую ответственность на нас.

Что мы приносим Богу в жертву? Что попало, что подешевле, что совершенно не усложнит нашу жизнь?

Понимаете, ладан - это не дезодорант в храме, который может быть приятнее или неприятнее. Это приношение Богу! И вот здесь очень важно, чтобы это приношение было Богу угодным.

Вы скажете, Богу вообще не нужно никакое приношение и никакой ладан, «жертва Богу дух сокрушен». Да, мы это всё помним. Жертва нужна нам, как и вообще богопочитание нужно нам, а не Богу! Потому что это позволяет нам быть людьми и хранить довольно высокий уровень своей человечности.

Если это жертва - это важно уже и для нас. И вот тут уже начинаем смотреть, какие ризы мы носим – тряпка ли это мятая, с дырами, протертая или что-то благолепное. Красивый у нас иконостас или картонная перегородка и так далее.

Сейчас очень модно говорить на тему того, что: «Да зачем всё это нужно, все эти красивые вещи, ведь община – это люди!». Абсолютно верно, община – это люди, конечно, а кто же еще! Но вопрос в том, ради чего эти люди собрались?! Каково качество этого собрания? Какой смысл этого собрания?

Если люди собрались на молитву Богу по остаточному принципу, то да, неважно всё. «Давайте украсим милым сабантуйчиком конец рабочей недели, поулыбаемся, споем пару гимнов и разойдемся очень довольные собой и своей религиозностью».

Ну, если такая община, то тогда действительно не нужно ни храмов, ни иконостасов, ничего. Но эту ли общину призывает нас созидать Господь?! Нет. Потому что такая община собирается «во имя своё», у неё святыни - свои собственные цели задачи. Такая община будет обожествлять своих детей и права человека, не замечая, как лишается и того, и другого.

Совсем не это требуется от нас!
От нас требуется «дух сокрушенный», от нас требуется молитва, которая позволяет при этом понудить свою душу к исполнению Заповедей, возлюбить Закон Божий так, как писал об этом пророк Давид – до дрожи в сознании возлюбить!

Понимаете, это совсем другие категории, это не просто милый сабантуйчик по воскресеньям. Это жертва времени, это жертва души человеческой. Это очень сильно!

Поэтому и всё то, что мы используем в Богослужении, это тоже жертва, и она должна быть созвучна всему остальному.

Конечно, если у тебя нет денег, ты используешь самое доступное – это понятно, никто от тебя не требует сверхъестественного. Но если у тебя есть возможность, но ты ее не используешь, то ты согрешаешь.

3.
Вот такими соображениями я и руководствовался, когда задумал уже больше пяти лет назад проект под названием «Русский ладан».

Люди должны иметь возможность принести Богу в жертву лучшее. Не просто лучше или хуже пахнущее – это вкусовщина. Одному нравятся розочки, другому жесткий аромат стиракса, и так далее. У каждого свой запах! Нет, всё гораздо серьезнее!

Готов ли я положить в кадило настоящее или это будет какая-то имитация? Имитация, напоминающая цветок или ещё что-либо?

С цветками сейчас вообще всё очень сложно, потому что я всякий раз, когда чувствую аромат цветка, неизбежно ожидаю, что где-то рядом туалет, потому что одни и те же вещества кладутся и в отдушку для ладана, и дезодоранты, туалетные в том числе, и стиральные порошки, шампуни…

Я с этим столкнулся, когда стал делать ладан сам. Какое масло использовать? Огромные предложения, огромные, самые разные. Смотришь, где они еще используются? В парфюмерной промышленности в лучшем случае, а так в бытовой химии, туалетных дезодорантах и так далее.

И вот спрашивается, в чем смысл такой нашей жертвы? В том, чтобы чем-то приятненьким покадить в храме или это религиозное действие, нечто, что поднимает нас из будней и позволяет хоть немного приподнять душу к Богу?

Понятно, что подавляющему большинству тех, кто пользуется ладаном не до этих размышлений, но тем, кто его изготавливает, важно об этом задумываться. Я задумываюсь!

4.
Мы производим ладан пяти различных категорий, направлений. Из них привычный афонский – это только одно направление. И это как раз тоже следствие постоянного стремления к использованию натуральных ингредиентов и традиционных рецептов. Потому что только использование хороших смол позволяет получить хороший результат. Еще раз подчеркну, хороший результат это не обязательно очень приятный запах. Тут опять же вкусовщина, во-первых, а во-вторых, приятный запах можно достичь с помощью приятного ароматизатора.

5.
Самый очевидный сегодня и самый простой тип сделанного ладана это ладан, изготовленный так называемым холодным методом или по афонскому рецепту, когда используется чистая смола олибанума и какое-то ароматическое масло. Всё это измельчается и перемешивается по определенной технологии, сушится и готово к использованию.

У этого ладана есть ряд своих достоинств, ряд своих недостатков. Если его делать из натуральных эфирных масел, то запах, как правило, не стойкий, и через месяц он уже сильно слабеет.

Поэтому я использую стабилизированные эфирные масла и разного рода пищевые отдушки. На первый взгляд звучит ужасно, потому что все производители предпочитают подчеркивать, что они пользуются только исключительно эфирными маслами. Но на практике оказывается, когда выясняешь, кто что где заказывает и берет, что это те же самые вещества, которые используются в парфюмерной промышленности или для бытовой химии.

Например, мне известен завод, где заказывает масло для ладана знаменитый афонский монастырь Ватопед. Они на основе имеющихся там ингредиентов составляют свои собственные ароматы, которые, впрочем, не всегда уместны в храмах. Ну, например, когда храм маленький, а аромат слишком сильный, это, честно сказать, сбивает нос с толку и ест глаза, «помогает» кашлять и чихать.

В общем, лучше использовать хорошее проверенное масло, которое даст нужный ароматический эффект, и при этом гарантированно, подчеркиваю, это очень важно, гарантированно при сгорании не будет выделять вредных для здоровья человека веществ. Это всё-таки, согласитесь, очень важно для тех, кто постоянно кадит и вдыхает кадильный аромат.

Но какое воздействие имеют на организм все эти бесконечные и замечательные греческие фимиамы, не знает практически никто.

По поводу чистых эфирных масел, что еще можно и нужно сказать? Дело в том, что эфирные масла – это совсем не безобидные ароматические субстанции. Это надо очень хорошо для себя уяснить. Вы можете зайти на любой сайт и почитать о свойствах тех или иных ароматических масел. И свойства некоторых ароматов могут стать для вас сюрпризом, потому что мы привыкли воспринимать натуральные масла просто, как безобидные приятные парфюмерные субстанции. А это еще и сильное воздействие на организм. И натуральные масла могут иметь не только аллергическое, но и другое воздействие на человека всякого разного рода. Я сейчас не хочу никого пугать, но когда я специально начал этой темой заниматься, я ужаснулся. Как так?! Это разрыв шаблона, мы привыкли к тому, что чем натуральнее, тем лучше! Не всегда, далеко не всегда! Аллергики знают. Нет, ну с розой и жасмином, пожалуй, всегда, но иногда тоже бывают нюансы.

Помимо хорошего ароматического масла важно, какого качества мы используем смолу. Очень редко, очень, используется смола подобающего качества и без добавок.

К сожалению, очень многие производители, ну, либо из желания подзаработать и за счет добавок увеличить исходную массу продукта, либо еще из каких-то соображений, добавляют к чистой смоле олибанума другие смолы или мел, или еще какие-либо ненужные для запаха вещества.

С практической точки зрения такой ладан удобнее в использовании: он быстрее сохнет, его удобнее формировать какими-то красивыми кусками. Но по сути своей это всё равно, что использование кондитерских изделий с частично гидрогенизированным пальмовым маслом. Печенье со сливочным маслом может иметь, скажем так, свое воздействие на организм. А вот печенье с маргарином на пальмовом масле... ну, я думаю, что особо объяснять нет смысла.

Во втором случае у нас пропадает чистота и цельность композиции. И вот это, к слову сказать, моя главная претензия к Ватопедскому ладану. Потому что по запаху это действительно вкусовщина – ну кому-то нравится, а кому-то нет. А вот по остаточному своему послевкусию, так скажем, этот ладан для меня крайне неприятен. Во-первых, он довольно дымный и после его использования хочется открывать окна. Во-вторых, запах очень резкий. Зачем нужен такой резкий запах, перебивающий аромат самой смолы, я не понимаю, честное слово. Смола имей свой ясно выраженный аромат.

К сожалению, в последнее время очень часто предлагается смола, из которой разными хитрыми способами уже извлечено масло, которое используется для парфюмерии, а в самой смоле есть эфирные масла.

Когда нормальную смолу перемешиваешь с нормальным маслом, получается вполне приличная и пригодная для каждения композиция. Когда в эту смолу насуешь чего попало, ну какое бы у тебя ни было масло, послевкусие будет неприятным.
Ну, это то, что можно сказать вкратце о ладане, изготовленном холодным методом.

6.
Второй наш метод – почти то же самое, что и первый, но не то же самое.

Когда-то в юности я был очень вдохновлен рассказом святого Паисия Святогорца о том, что у него была тетрадка, в которой был записан рецепт ладана какого-то старца. Он включал около пятидесяти ингредиентов. Представляете, ПЯТИДЕСЯТИ! Ну, я понимаю, что это в какой-то степени сложносоставное ароматическое масло, и какие-то присадки к этому маслу, которые позволяют ему не быстро выдыхаться. А всё остальное что? Ну, скажем двадцать ингредиентов в масле, хорошо, а еще двадцать каких?

Ответить на этот вопрос я смог только после того, как я познакомился с миром арабских благовоний. Причем здесь арабские благовония? Надо помнить, что Афон до 19 века был под властью турок и, соответственно, эстетика ароматов диктовалась мусульманской эстетикой, турецкой в том числе. Эмиратов тогда, как вы помните, не было, но уже была Аравия. Уже был богатый мусульманский опыт по использованию разнообразных ароматических веществ, который, я не могу этого доказать, но более чем убежден, что так или иначе, подсмотрен мусульманами в христианской Византии и в других странах.

Так вот, арабские благовония могут включать в себя десятки ингредиентов. И эффект, скажу вам, замечательный. Знакомство с этим очень благодарным миром арабской парфюмерии очень помогло мне ответить на целый ряд вопросов, что могло быть в ладане преподобного Паисия Святогорца, то есть в том рецепте ладана, который использовался в конце 19-го - начале 20-го веков, и как это можно восстановить.

В ладане, изготовленном по традиционному афонскому методу, как вы понимаете, всего четыре ингредиента, если конечно туда не намешено каких-то дополнительных наполнителей и добавок. Это смола, это масло, это вещество, которым ладан пересыпается, чтобы кусочки не слипались, иногда добавляют воду.

Так вот, если мы используем не одну смолу, а несколько, и добавляем другие ароматические вещества: амбру, мускус, благовонное дерево, в первую очередь это благовонное дерево уда, агара – очень известные на Востоке благовония, одна из самых дорогих древесин в мире.
Есть, кстати предание, что пророк Моисей, когда очищал воды Мерры, то есть горького источника, положив туда дерево, он положил туда именно дерево агар. Оно обладает особыми антисептическими свойствами, вытяжку из него добавляют в лекарства против рака, ну, понимаете это очень серьезная древесина, это не просто липка или березка.

Но оно при этом плохо смешивается, технологически всё очень не просто. Надо было придумать, как это смешать, и собственно это и было моей задачей на протяжении довольно долгого времени.
Вот лет пять назад по милости Божьей пришла довольно изящная и простая формула, в каких пропорциях и как это надо смешивать, чтобы оно всё вместе сошлось в единый комплексный аромат, так называемую основу, так скажем, староафонскую.

И эффект настолько был красив, что я понял, что это можно предлагать людям. Собственно с этого открытия и начался русский ладан, когда мне удалось более или менее приблизиться к старинной технологии.

7.
Третий тип ладана это уже попытка понять, как можно арабские находки, арабские изыскания применить к нам, к нашим реалиям.

В чистом виде бахур, кто знаком с ним, далеко не всегда уместен к воскурению в храме. Он понимается мусульманами, как аромат для дома, парфюмерия для дома. Ну, и благочестивые мусульмане считают, что он отгоняет шайтана, что тоже неплохо, кстати.

Моей задачей было для русского ладана выбрать такие оттенки ароматов, которые не были уж совсем такими арабскими, то есть, ну уж, не пограничными.

Есть у меня в линейке русско-арабских ароматов сорта, которые находятся на границе восприятия. С одной стороны, это муаттар, (то есть щепки особым, довольно трудоемким образом пропитанные ароматическим маслом) «Гефсимания». Мне, честно сказать, он не очень нравится, для меня он слишком суетный и парфюмерный. Но многие священнослужители и миряне в восторге от этого запаха. Ну, хорошо! По крайней мере, я знаю, что туда положено ароматическое масло, которое не кладут в стиральные порошки, потому что я сам его выбирал, разговаривал с продавцами, смотрел, о чем идем речь.

А с другой стороны в линейке стоит муаттар «Синай» или «Царь Давид». Они максимально приближены к сугубо арабскому вкусу. Это сильное и тяжелое благоухание уда, за счет того, что используется натуральное сырьё, запах мягкий, обволакивающий и возвышающий. Ну, мне нравятся больше такие запахи, когда больше дерева, листьев, бальзамов. А уж если цветок, то он должен быть вдохновляющим, нежным, а не просто какой-то ароматизатор.

8.
Горячим методом, то есть путем варения при особых условиях изготавливаем и смальту. Очень, я не знаю почему, маловостребованное пока направление, но мне кажется потенциал у этого вида ладана очень большой. Смальта показала себя очень хорошо в кадиле, варится из дамарры с добавлением ароматического масла и других смол. Очень интересный запах, а самое интересное, что она прогорает на угле полностью без всякого зловония, без всякого неприятного оттенка запаха.

Благодаря тому, что рецептура этого ладана сейчас более-менее устоялась, я могу смело его рекомендовать.

Это ладан необычный – другая смола, другие оттенки запаха, но это очень достойно, я скажу вам, что это очень интересно. Смальта дает много дыма, особенно если её закладывать прямо на уголь, но запах совсем не плох.